М-63, М-60, М-63
Тип «М» XII серии
фотография:
Нет данных
(буду благодарен за любую информацию)
историческая справка:
1938 год 20 января
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький под наименованием М-63;
1939 год 5 октября
Спущена на воду. В некоторых источниках указывается (скорее всего ошибочно) дата 25.01.1939;
1939 год
Так как Сормовский завод не имел собственной сдаточной базы, ПЛ для производства испытаний переведена в г.Кронштадт;
1939 год 15 ноября
Переименована в М-60;
1940 год 13 января
Переименована в М-63;
1940 год 31 июля
Государственная комиссия подписала акт приемки корабля от промышленности. Вступила в строй. В некоторых источниках указывается
(скорее всего ошибочно) как дата вхождения ПЛ в состав БФ, а 05.10.1939 - как дата вступления в строй;
1940 год август
В гавани завода "Красный Путиловец" ПЛ погрузили на железнодорожный транспортер и вместе с ПЛ "М-30" отправили на Дальний Восток;
1940 год 31 августа
Вошла в состав ТОФ по Приказу командующего ТОФ № 0509. Зачислена в состав 24-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток). В некоторых источниках указывается (скорее всего ошибочно) о
том, что ПЛ была зачислена сначала в состав ЧФ (21.09.1940), а затем в состав ТОФ (21.12.1940);
1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с прежним местом базирования;
1941 год 10 - 16 августа
Вышла из базы (бухта М.Улисс) 10.08 на позицию №1. В 23.00 10.08 командир ПЛ донес о подходе к позиции. Больше донесений от ПЛ
не было. Командир ПЛ имел приказание командира бригады в 05.00 17.08 покинуть позицию и возвратиться в базу, при неточном знании
своего места ожидать улучшения видимости на позиции ожидания. Об оставлении позиции командир ПЛ не донес, на запросы по радио не
ответил. На ПЛ погиб 21 человек;
1941 год сентябрь (предположительно)
Исключена из состава флота;
2017 год
На середину года считалась пропавшей без вести. Точных данных о времени и месте гибели нет.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН ГИБЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОГО МЕСТА ЕЕ НАХОЖДЕНИЯ
(по материалам Сажаева Михаила Ивановича, члена Совета "Дальневосточного Клуба моряков-подводников ТОФ", капитана 1 ранга):
1. Подрыв подводных лодок на оборонительных минных заграждениях из-за навигационных ошибок и низкой точности плавания.
Оборонительные минные заграждения были выставлены в заливе Петра Великого силами флота в период с 12 по 23 июля 1941 года.
От залива Посьет до залива Америка (Находка) было выставлено 6 минных позиций, примыкающих друг к другу. Для судоходства
оставался подходной фарватер к острову Аскольд шириной 6 миль и прибрежные фарватеры плавания. Всего на минных заграждениях
было выставлено 14 730 мин и минных защитников (образца 1908г., 1912г., 1926г., КБ-12 и МЗ-26) Глубина моря в месте постановки от
35 до 185 метров. Отдельные МЗ были выставлены вблизи свала глубин. Позиции подводных лодок располагались южнее минных заграждений
на удалении не мене 12 миль у ПЛ "М-63" Позиции для маневрирования ПЛ были достаточно большими (размеры 10 на
20 миль). Глубина моря в районе позиций подводных лодок от 2005 до 3050 метров). Запасные районы подводных лодок располагались к
востоку от основных позиций, имели меньший размер (7 на 7 миль). ПЛ "М-63" могла иметь погрешность в месте до
10-ти и более миль (с учетом сноса ПЛ ветром и течением, отсутствия возможности определения места по берегу и астрономическим
способом). Прибыв в позицию по счислению и произведя донесение о занятии позиции в 23.00 09.08.41г., ПЛ фактически могла оказаться
к северо-западу от нее на удалении более 9-ти миль, т.е. на минном заграждении "А-2" в 15-ти милях к юго-востоку от залива Посьет.
Кроме того, линия мин "А-2" была выставлена на глубине 150-180 метров в непосредственной близости от свала глубин более 500 метров.
Считая при плавании ПЛ опасной изобату 500 метров, за которую в минном отношении заходить опасно, ПЛ "М-63" имея
под килем глубину более 500 метров фактически могла оказаться на минном заграждении. В этом случае наиболее вероятным местом гибели
ПЛ "М-63" можно считать район радиусом 5 миль с координатами центра 42гр.20,0 сев., 131гр.20,0 вост. Для поиска
ПЛ "М-63" район может быть увеличен в сторону берега, где располагались линии мин "А-4", "А-5" и "А-6": 42гр.18,0
сев. - 131гр. 06,0 вост., 42гр.30,0 сев. - 131гр.06,0 вост., 42гр.30,0 сев. - 131гр.24,0 вост., 42гр.18,0 сев. - 131гр.24,0 вост.
2. Подрыв подводных лодок на минах, сорванных с якорей штормом и дрейфовавших через позиции подводных лодок.
Мины, выставленные на оборонительных минных заграждениях в заливе Петра Великого могли быть сорваны с якорей и дрейфовать через
позиции подводных лодок. В период с 13 июля 1941г. по 1 августа 1943г. в районе Главной базы флота было обнаружено 359 плавающих
мин, из них не обезврежено 63 мины. В заливе Петра Великого действует постоянное течение, направленное на юго-запад, скоростью
0,2-0,4 узла. Кроме того, могло действовать ветровое течение южных направлений от прошедшего накануне циклона, скоростью до 0,4
узл. Сорванные с якорей мины от дрейфа под воздействием ветра и течения через 20 - 30 часов могли оказаться в районах позиций
подводных лодок. В этом случае место гибели ПЛ "М-63": 41гр.58,0 сев. - 131гр.17,0 вост., 42гр.13,0 сев. -
131гр.17,0 вост., 42гр.13,0 сев. - 131гр.49,0 вост., 41гр.58,0 сев. - 131гр.49,0 вост.
3. Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из-за неучтенного дрейфа от ветра (снос на минные заграждения).
Подводные лодки могли подорваться на оборонительных минных заграждениях при неблагоприятных гидрометеорологических условиях
(ограниченная видимость и сильный ветровой дрейф), когда не учитывался дрейф от ветра. Значительный дрейф северного направления
мог возникнуть при прохождении через северную часть Японского моря тайфуна или глубокого циклона. В этом случае район гибели
ПЛ "М-63" достаточно большой. На минных заграждениях "А-2" - "Б-1": 42гр.19,0 сев. - 131гр.08,0 вост.,
42гр.22,5 сев. - 131гр.05,5 вост., 42гр.28,0 сев. - 131гр.09,5 вост., 42гр.32,0 сев. - 131гр.23,0 вост., 42гр.37,0 сев. -
131гр.27,0 вост., 42гр.33,5 сев. - 131гр.37,5 вост., 42гр.30,0 сев. - 131гр.40,0 вост., 42гр.19,0 сев. - 131гр.19,0 вост.
6. Гибель подводных лодок из-за неблагоприятных гидрометеорологических условий.
Подводные лодки могли погибнуть в штормовых условиях плавания, если не имели возможности погрузиться. В этом случае место их гибели
находится в районах назначенных им позиций.
7. Гибель подводных лодок в бою при встрече с вооруженным судном противника.
Подводные лодки могли погибнуть в бою с вооруженным судном противника от артиллерии или тарана. В этом случае место гибели
подводных лодок может находиться за пределами назначенных подлодкам позиций.
Выводы:
1. Наиболее вероятными причинами гибели ПЛ "М-63" следует считать:
- Подрыв подводных лодок на оборонительных минных заграждениях, выставленных в заливе Петра Великого в период с 12 по 23 июля
1941 года силами флота в следствии навигационных ошибок и низкой точности плавания.
- Подрыв подводных лодок на минах, сорванных с якорей штормом и дрейфовавших через позиции подводных лодок.
- Подрыв подводных лодок на минных заграждениях из-за неучтенного дрейфа от ветра (снос на минные заграждения).
2. Наиболее вероятным местом гибели ПЛ "М-63" является район радиусом 5 миль с координатами центра 42гр.20,0 сев., 131гр.20,0 вост.
дополнительная информация:
1. Список погибших в боевом походе в августе 1941 года.
командиры:
1. Савин С.С. (07.1939-03.1940)
3. Капицын Б.С. (21.06.1940-08.1941)
список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота" (http://submarine.id.ru).
7. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
9. Материалы, подготовленные Сажаевым М.И.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2017